Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Государственный экуменизм 

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

             
 

Серафим, Епископ Белоцерковский и Богуславский

ОБНОВИТЬ ЛИЦЕ ЗЕМЛИ

Филимонов В.П.: Владыка Святый, буквально как бальзам на сердце была для многих православных христиан в России публикация Вашего Рождественского Послания, где Вы действительно сказали правду о тех явлениях и процессах которые происходят в мире и несут страшные духовные последствия. Хотелось бы, чтобы вы еще раз эту идею довели до слушателей радио-слова, которое слушают в семи регионах России более десяти миллионов слушателей.

Еп. Серафим: Спаси Господи. Но это не мое личное мнение, это есть ведение Церкви Христовой и мы, как архиереи и духовенство, все должны исповедовать и проповедовать истины Христовы так, как они были переданы нам Апостолами и святыми Отцами. У нас величайшее духовное наследие, величайшее богатство, и наша задача – ничего не повредить, донести людям его в чистом слове, чтобы для каждого: для молодого и старого, и для детей, и для богатого, и бедного были понятны Христовы истины. Мы призваны сохранять Христово наследие, а не в коем случае не разрушать и не говорить что-то двойственное. Мы говорим не от себя, не свое личное мнение, а выражаем позицию Церкви Христовой. В этом и заключается наша церковная деятельность, наша проповедь Евангелия Царства Божия.

Филимонов В.П.: К величайшему сожалению некоторые архиереи и так называемые современные «богословы», мудрования коих, мы видим, идет от плоти, начинают назидать народ Божий в ином направлении. Они говорят, что ничего страшного у нас не происходит. У нас расцвет православия. Будьте спокойны, мы вас обязательно предупредим когда придет антихрист… Как Вы смотрите, Владыка на то, что такие пастыри небдительно относится к тому, что происходит в мире, и «убаюкивает» своих словесных овец.

Еп. Серафим:  Я не берусь комментировать позиции других архиереев, потому что на это не имею права. Я являюсь епископом епархии Белоцерковской и у меня есть духовенство и монастыри. Моя задача – следить за духовным состоянием чад моей епархии…

Ведь помысл – это не грех, но если человек его принимает, то это уже является грехом, который надо исповедовать. Точно так же и в любой деятельности человека: если он не принимает антихристианские дела, а только слышит о них, то это не грех, а если же он слышит и принимает, то это уже есть грех.

Некоторые говорят, что идентификационный номер не является печатью антихриста, действительно это еще не печать, но если человек принимает номер вместо имени, то это уже грех. Малый грех является предпосылкой всякого тяжкого греха, и чтобы избежать большего греха, нужно избежать малого. Это прописные истины нравственного богословия для священнослужителей, а для мирян – это прописные истины обыденной христианской жизни: не принимай злого помысла, не желай ближнему того, чего не желаешь себе. Это самое простое – принять или не принять зло. Мы, христиане, должны всегда принимать добро, Духа Святаго, и отвергать зло, в каких бы формах оно ни было. Сейчас формы очень разные. И некоторые советуют принимать их, ссылаясь на необходимость теперешней обслуживающей системы. Но это обман, потому что за каждой внешней формой есть обязательно духовный смысл, духовное содержание.

Филимонов В.П.: Говорят, что принятие или непринятие идентификационных номеров или личных кодов не имеет религиозного значения… А могут ли быть в духовной жизни какие-то нейтральные явления или нейтральный поступок?

Еп. Серафим:  Каждый человек должен уяснить себе самое главное, что наши прародители были сотворены в раю. И изгнаны из рая в этот мир для покаяния. Однако чтобы человек не отчаялся, Господь украсил этот мир наподобие рая всевозможными красотами. Пройдя путь земной жизни, человек через покаяние должен вернуться в рай, в свое отечество. И поэтому вся деятельность человека на земле обязательно имеет религиозный характер. Нет ничего личного или бытового. Вся человеческая жизнь на земле есть или служение Богу или служение диаволу. Даже если человек, будучи в Православной Церкви, в чем-то сознательно или несознательно служит греху, а значит – диаволу, – он отсекается от единства Церкви. Поэтому священник, читая покаянную молитву, говорит: «Примири и соедини его Святей Твоей, Соборной и Апостольской Церкви».

Что это значит? – Человек вне Церкви, он побежден диаволом, и теперь ему нужно покаяться, принять от Духа Святого врачевание, чтобы Христос принял его в Свою Церковь… Поэтому все явления не только в личной жизни, но и в политической и общественной, все сводятся к тому, что через них диавол постоянно борется с Церковью Христовой. Постоянно противостоит Богу. Этот дух противления сейчас в мире действует очень сильно. Люди противятся всем и всему: дети противятся родителям, подчиненные – начальству, начальники – своим начальникам, и т.д. И все в совокупности противятся Богу. И всех Господь, как говорил Апостол Павел, заключил в непослушание (Рим. 11, 32). Этот дух противоречия очень сильно сейчас действует в мире, потому что в мир входит дух антихристов, который настолько глобально сейчас проповедуется во всех явлениях, во всех делах человеческих. В них виден след религиозного поклонения диаволу, служение греху, служение злу, созидание зла в обществе и в людях. И этим самым ускоряется приход человека греха и кончины мира.

Человечеству бы надо пожалеть себя, ведь оно само себя губит. Людям нужно покаяться в своих грехах и вернуться к первоначальному [православному] образу жизни, мыслей. У нас колоссальное духовное, патриотическое и национальное наследие. Но к сожалению многие сейчас более возлюбили тьму, нежели свет. Люди оправдываются тем, что нужно якобы подчиняться обслуживающей нас системе. Потому что, хотим мы этого или не хотим, но в какой-то системе мы должны жить и действовать, потому что нужно содержать семью, воспитывать детей, – и находят еще море других причин.

Филимонов В.П.: По слову святых Отцов, она из обслуживающей, в конце-концов, превратится в управляющую.

Еп. Серафим:  Каждая обслуживающая система – управляющая… Единственная, если так можно сказать, обслуживающая система, которая освящает, облагораживает человеческую личность, делает его ангелоподобным небесным жителем, т.е. подготавливает к небесной вечной жизни – это Православие… А мирские системы – политическая, экономическая и социальная – направлены не на обслуживание человека, а на его порабощение, потому что это делается без Христа, без молитвы, без Духа Святаго. И происходит порабощение именно злу, единой личности, диктатору – будь то антихрист, будь то бес, или человек, который на земле старается управлять человеком и вести его к себе как к кумиру и лжевождю. Задача пастыря, задача любого вождя или помазаника Божия – Царя, привести христианина или гражданина в свое отечество, не к себе, а ко Христу. Не закрывать собой Христа, а показать дорогу, путь ко Христу. И поддержать человека на этом пути, предостеречь и оградить его от внешних и внутренних врагов. Это задача не только пастыря Церкви Христовой, но и каждого руководителя: не к себе приводить, а ко Христу. Поэтому обслуживающая система имеет, в первую очередь, характер политический, насильственный.

В данном случае [идентификационные] номера не соответствуют законам любого государства, потому что любое государство обязано иметь в основе заботу о человеке, его личности. А тут теряется личность, теряется самое главное – христианское имя. Вообще это нечеловеческое явление в человеческом обществе.

Филимонов В.П.: Синодальная Богословская Комиссия в своих выводах говорит о том, что принятие или непринятие номеров, – это дело личного выбора человека, дело его совести, дело его сердечного влечения, в конце концов дело его ума… и люди пытаются сделать так как им удобно, снять с себя ответственность именно за то мистическое действие, которое происходит при замене имени человека на номер. Как Вы на это смотрите?

Еп. Серафим:  Принять или не принять [номер], это вообще дело свободы человеческой личности. И Христос никого не принуждал. Даже, если некоторые люди соблазнялись тем, что Господь говорил: Если не будете есть Тело Мое и не пить Кровь Мою, не будете иметь жизни вечной(Ср.: Ин. 6, 53). Ведь многие люди тогда соблазнились и отошли от Христа. И Господ говорит Апостолам: не хотите ли и вы отойти? (ст. 67). И апостол Петр говорит: К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (ст. 68). Так вот, эти глаголы вечной жизни должно нам искать во Христе. В его вечных истинах. А не в том, что священник скажет: Вы можете идти или: вы можете не идти... Задача священника сказать как нужно, как Христос говорит, как Христос указывает, потому что священник и епископ – воины Христовы, и говорить противно своему Небесному Военачальнику, своему Вождю – это будет предательство и непочтение. Как тогда Христос отнесется лично ко мне, если я буду говорить, учить не тому, что Он заповедал?

Филимонов В.П.: Многие верующие хотят устоять в истине, но имеется множество подводных течений в современном богословии, когда некоторые «богословы» московской школы говорят: «Это мое личное суждение». Может ли быть личное суждение вообще у богословов?

Еп. Серафим:  Понятие «мое личное мнение» – это и богословски неправильное понятие, и еретическое, потому что богословие – это проповедь Божественных истин, заповедей Божиих, учения Христова – это есть богословие. А говорить «личное богословское мнение» – это в корне неправильно. И нельзя говорить о частном богословском мнении. Мы призваны говорить богословие Христово, евангельское, а не свое. Личное мнение может быть в области истории, археологии, в области других наук, где, действительно, допустимо суждение, если оно имеет какие-то серьезные аргументы, хотя часто бывает, что это мнение впоследствии опровергается. Но это не область веры… Все, что не является учением Христовым – может допускать свое суждение, а все, что касается учения Христова – ни в коем случае…

Филимонов В.П.: Некоторые горе богословы обвиняют сейчас тех, кто не желает принимать новые паспорта или личные коды в суеверии, называя их при этом инэнистами, инэнэщиками, сектантами-эсхатоложниками, раскольниками и проч. Как относится к такому обвинению?

Еп. Серафим:  Если обвиняют кого-то, священника, или приход какой-то, или епископа в эсхатологии, называя их «эсхатоложниками» и проч., то тем самым они высказываются против святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, который сказал: Дети, последнее время (1Ин. 2, 18). Для кого он это сказал? Для нас всех, и для того же Кураева, и для тех же, так называемых богословов. Поэтому-то у всех подвижников расположение было именно такое: любой святой отец жил как бы последний день. Он сегодня кается и сегодня просит у Господа прощения, потому что не знает встанет ли завтра, и в молитвах вечерних просит: «Господи, неужели мне одр сей гроб будет?» А здесь что получается? Вся православная, вся аскетическая жизнь, все Евангелие – это что все мракобесие какое-то, по их словам? Тогда кто такие они? Получается они отказались от Духа Святаго или, вернее сказать, к Духу Христову, и христианскому духу не приобщились, а потому и мыслят рационально. Атеисты хорошо знают Евангелие, сектанты хорошо знают Евангелие, но если человек находясь как бы в Церкви, не воцерковился и не приобщившился к Духу Христову, то он всегда будет говорить всякие непонятны для людей вещи, заумно грамотные, но пустые, а страшнее всего – антихристианские.

Филимонов В.П.: Сегодня говорят о некоем послушании иерархии вообще, т.е. мирянин должен подчиняться беспрекословно во всех вопросах священнику, священник должен подчиняться во всем настоятелю, или монах – своему наместнику, неважно, какие это вопросы: вопросы совести, вопросы веры. А настоятели, соответственно, должны подчиняться правящим архиереям, правящий архиерей Синоду и т.д. Т.е. происходит выстраивание католической модели в Русской Православной Церкви, где клиру присваивается право Божественной непогрешимости. Как тут быть?

Еп. Серафим:  Люди боле привыкли к изнеженности, им импонирует, чтобы как-то заглушить свою совесть религиозными формами, делать так, как им удобно. Поэтому очень легко сходят с тесного пути, с пути Христова, хотя знают слова Господни, что в Царство Небесное надлежит войти тернистым путем, тесными вратами… Этим тесным путем не каждый идет, потому что это не удобно, – надо потрудиться, надо бороться с самим собой. Диавол засел во всех человеческих органах со своими страстями и надо его оттуда выгонять, выбивать, а это делается через молитву, через пост, через страдание, через самоукорение, через терпение ближнего.

Поэтому людям более удобно искать широкого пути, но для оправдания своей совести, они якобы спрашивают на него благословения. Вот тот священник благословил. Но еще, к сожалению, бывает и такое, когда один старец благословил, а им это не нравится и идут к другому старцу, к такому, который благословит уже так как это им импонирует. И поэтому, все равно находят оправдание и ссылаются: «А вот этот старец меня благословил…»

Послушание – это ведь дело Христово. Грех непослушания заложен в каждом человеке. И надо его очень сильно выбивать, потому что непослушание, гордыня, противление – это изначальный диавольский грех. Ведь он первым не послушал, не воспринял от Господа Божественного откровения, и ввел в этот грех первых людей – Адама и Еву. И вот грех непослушания, как раковая опухоль, распространился во всем обществе человеческом. Каждый же христианин обязан исправно нести свое послушание Христу, послушание Духу Святому, а не послушание субъективному представлению о вещах, о вере. Если ересь исходит от священника или даже от епископа, то это не значит, что христианин должен их слушать только потому, что это священник или епископ, или просто какой-то авторитетный старец. Совершенно нет. Мы призваны все нести послушание Христу. А как его нести – это определено в Священном Писании, в Его заповедях. А о том, как осуществлять на деле это послушание, как святые Отцы в Духе Святом совершали этот подвиг, указано в святоотеческом наследии.

Всегда были и есть православные христиане, которые пребывают в беспрекословном послушании духоносному старцу. Но старец накладывает на них это послушание, руководствуясь Духом Святым, мудростью Христовой, рассуждая о том, как направить человека, поработить его свободе Христовой. Если христианин будет раб свободе Христовой, то он и сам будет свободен. Если он будет раб Божественной любви, то он и сам будет – любовь. Если он будет раб Божественного послушания, – то и сам он будет сплошное послушание. Поэтому мы, в первую очередь, должны научиться быть послушными рабами Христовыми, а это осуществляется через святые Таинства Церкви, которые совершает епископ, священник, руководствуясь только Духом Святым к послушанию Христу, чтобы был Христос во всем, чтобы в Царствии Небесном мы не делились, потому что если человек живет без послушания Христова, а несет послушание человеку, человеческому мудрованию, то он не может спастись.

Филимонов В.П.: Владыка, кое-где объявляют ревнителей истины, которые правду говорят о нынешнем предантихристовом времени, о той системе электронного концлагеря, которая сегодня грозит появиться в человеческом обществе, раскольниками, сектантами. Не диво ли такое, что человек, который встал за правду Божию, подвергается гонениям?

Еп. Серафим:  Нужно себе уяснить, что дух мира сего вошел и в некоторых служителей Церкви. Поэтому они проповедуют не Христа, а себя. Но мы, православные христиане, должны быть в единстве Церкви и не обращать на таких внимания, потому что епископ – это еще не Церковь, старец – это еще не Церковь, священник – это еще не Церковь. Это все люди в Церкви и если они проповедуют не согласно церковному учению, учению Христа, то они уже вне Церкви, т.е. Духом Святым отсечены от организма церковного и только внешне пребывают у Престола в своем «служении». Фактически же Дух Христов уже отошел от них, потому что они проповедуют не Христа, а себя, не Христу служат, а своему чреву. Но есть и такие люди, которые, проповедуют Христову Истину и научают как делать, а сами говорят одно, а делают совершенно другое. Как Господь говорил о таких: что говорят делайте, по делам же их не поступайте.

Если же что-то говорят несогласно церковному установлению, то тогда нужно сказать: «Извините, нам с вами не по пути», – такая должна быть позиция. Но ни в коем случае не делать раскол, не делать какую-то свою группу, а просто с этого прихода перейти в другой приход, где священник имеет православные ориентиры и где можно хотя бы услышать православную проповедь, хотя бы совет православный. Этого уже довольно. А остальное, – читайте Священное Писание, и молитесь, смиряйтесь как можно, не гордитесь ничем и милость Божья никогда вас не оставит.

Филимонов В.П.: Сегодня, к сожалению, некоторые приняли уже идентификационный номер, и миряне и священнослужители. Мы, конечно, ни в коем случае их не осуждаем, и не пытаемся посеять какую-то панику, но чисто в плане духовном ведь мы видим, что эти люди действительно как-то начинают изменяться. Они начинают гневаться на тех своих же собратий и сестер, которые не желают принимать эти номера, буквально выступают с нападками, с достаточно резкими выражениями, т.е. мы видим, что принятие номера в принципе от человека благодать-то начинает отодвигать. Это реально наблюдается во многих случаях: люди становятся нервными, если говорить мирским языком, не терпят никаких увещаний, с ними довольно сложно говорить. Как вы думаете? Не действие ли это того самого духа заблуждения, когда люди, сами того не замечая, начинают отдаляться от Христа.

Еп. Серафим:  В том-то и заключается опасность принятия идентификационного номера, что отходит благодать Духа Святаго, и входит дух мира сего, дух антихриста. В этом-то вся опасность. Для православного христианина, если бы не было этих последствий, то хоть там 100 этих номеров вешайте. Но если этот номер связан с нашей дальнейшей участью, с нашей положением в вечной жизни, т.е. со спасением, то ни один человек, имеющий хотя бы немного здравого смысла, здравого ума, не захочет вечно мучится в аду. Он уже понимает, что это вещь серьезная, и если в этих цифрах заключается участь человека, то конечно надо всеми силами, всеми мерами отказаться и категорически заявить о своем несогласии с этим. В том-то и заключается вся опасность, что отходит Дух Святый, человек ожесточается, становится нервным и неспособным к восприятию Божественных истин. Именно в этом вся опасность.

А в отношении того, как нам быть, то по словам преподобного Серафима Вырицкого (он теперь причислен к лику святых),дело в том, что многое, очень многое зависит от нас, людей. Если у нас будет покаяние, истинное покаяние, то Господь исправит положение дел в обществе. А если этого покаяния не будет, то Господь попустит еще больше. Мы знаем из Библии, как Господь хотел наказать Ниневию, и даже пророк Иона огорчился, что вот уже прошло 40 дней, а Ниневия стоит и не разрушается – пророчество не исполнилось. А ниневитяне покаялись все от царя до простолюдина и Господь помиловал их. Также и наш народ Он помилует, если мы действительно будем каяться. Нужно все оставить, всю суету и приносить Господу покаяние не на словах, а со слезами, пост наложить, ведь особенно нужно сейчас пребывать в посте и молитве… Надо идти в храм, и дома, ночью вставать молиться, Псалтирь читать, и всем заповедовать это. Необходимо всем взяться за это дело святое. А то бывают люди очень много рассуждают о последних временах, о вопросах глобализации, могут даже на митинг пойти, а если скажешь о покаянии, о том, каким оно должно быть, то люди как-то неохотно это воспринимают. Покаяние – это основа изменения нашего общества

Филимонов В.П.: Стояние в истине является важнейшей составляющей покаяния и спасения человека. Святые отцы говорят, что если кто-то будет делать по 1000 земных поклонов в день, станет поститься неимоверно, но если он пойдет на компромисс со злом и покорится воинствующей лжи, то попадет в область духовной прелести и будет далек от своего спасения.

Еп. Серафим:  Покаяния не бывает вне Церкви или вне истины. Если человек живет в истине, то он имеет и истинное покаяние. А если он вне истины, далек от истины, значит, он неистинно кается. Если даже человек страдает, как Апостол Павел пишет, незаконно, то это страдание не вменяется ему в подвиг. Поэтому истина – это аксиома нашей жизни.

Сейчас много говорят об истине. Это действительно сейчас проблема. Истина – это норма человеческого бытия и потому каждый обязан как зеницу ока хранить ее и проверять себя по 100 раз на день, не отошел ли он от воли Божией, не уклонился ли от истины Христовой, не нагрубил ли сегодня кому-нибудь, не осудил ли кого, не злословил ли – в этом все. Если же человек будет твердо стоять и в учении Христовом, и в нравственной жизни, то это и будет покаянием. Христианин, анализируя себя, стоит ли он в истине, согласна ли его воля, его действия с волей Божией, научается истинному покаянию, а совершая путь покаяния он возрастает духовно. Это и есть духовное восхождение, духовное просветление, обогащение Духом Святым когда человек еще больше укрепляется в истине и уже пребывает в ведении. Тогда благодать Божия становится как бы светильником его жизни, и он уже не спотыкается, потому что ходит во свете, т.е твердо следует основам Апостольского учения.

Филимонов В.П.: Сегодня, наверное, как никогда, нужно народ просвещать, что наступили последние времена?

Еп. Серафим:  Раньше идолы стояли, изваяния, и им поклонялись, – это грубая форма язычества, т.е. поклонение бесам. А сейчас поклонение бесам через ИНН – уже более изощренная форма. Диавол придумывает для каждого общества, для каждой эпохи свои формы поклонения, чтобы себя не выдать, не проявить. Представляет дело так, как будто в номерах есть насущная необходимость, что этого требует дух времени и само положение дел там, наверху. Но я хочу предостеречь всех православных христиан, чтобы не суетились и не создавали себе мнимых страхов, не боялись всего этого.

Не страшитесь и не бойтесь! Христос победил диавола, Он его упразднил. И Церковь будет стоять до второго пришествия Господня. И не надо охать и ахать. Человечество само подвело себя к этой черте, и Дух Божий уже не может пребывать в людях сих. Господь предупредил нас: Ибо надлежит всему этому быть. Но только в этой ситуации надо вести себя очень мудро, благоразумно, без суеты, с молитвой, и Господь обязательно умудрит. Сейчас старцев мало. Мы  все вместе будем просить Господа, чтобы Он посылал нам в эти тяжелые времена Духа Святаго, чтобы Дух Святый наставлял, умудрял нас, как нам вести себя в конкретных ситуациях, потому что мы каждый час встречаемся с какими-то испытаниями, где враг толкает нас на непоправимые шаги. Но не бойтесь, живите в чистоте, по христиански, пребывайте в Церкви Христовой, призывайте Духа Святаго Божия и Господь обязательно умудрит, укрепит, даст мудрость и ответы на всевозможные вопросы. Ибо Он сказал: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф. 28, 20).

Филимонов В.П.: Сегодня и в России, и на Украине идут множественные суды по защите законного права человека пользоваться во всех общественно-государственных отношениях своим именем, своей Богоданной свободой, и мы знаем, что принято очень много положительных решений по этому поводу в пользу православных истцов. Коль даже земной человеческий суд определяет это действо как действительно действие преступное, так что же говорить тогда о судах Божиих?

Еп. Серафим:  Конечно, мы, православные христиане, должны отстаивать свою позицию через определенные судовые органы и заявлять, что мы все-таки правы, и что мы стоим на официальной платформе законности. То, что происходит ныне – явное противозаконное действие, но я хочу сказать о другом, не менее важном.

Более всего глобализации должны бояться руководители различных органов власти, предприниматели, бизнесмены. Им в первую очередь следует бояться и защищать себя. Удивительно, как они не видят, что от них отнимается власть, у них отбираются деньги – самое дорогое для них, а они этого не понимают, да еще и поддерживают. В первую очередь им надо бороться и защищать себя. Не православным христианам – Христос защитит Церковь, и нам бояться нечего, – а вот им надо бояться и защищать себя.

Филимонов В.П.: Сейчас планируется в каждом государстве создать электронное правительство. Тогда не будет нужна в России – Гос. Дума, на Украине – Верховная Рада, правительство сократиться до минимума, потому что там нужны только люди, которые будут управляться с электронной системой, и мы это видим по решению встречи глав государств «Большой восьмерки» в г. Эвиане, где совершенно четко говорится, что будут упраздняться такие понятия как «национальное государство» и, соответственно, те люди, которые сегодня заведуют национальными отраслями, теми или иными, – они будут просто не нужны в этом новом информационном обществе.

Еп. Серафим:  Безусловно. Как они не понимают одной элементарной вещи, что мы защищаем не себя, а в первую очередь истину Христову и поддерживаем ее, чтобы не была поругана. А в государстве, любом государстве… мы защищаем власть имущих: имущих деньги, авторитет, влияние, дачи и прочее их земное богатство. Ведь у них отнимают все это богатство, самое дорогое, на что они уповают. Они же потом, если отнимется это богатство, пойдут на самоубийство, потому что бог у них – это богатство, поклонение – это богатство, о Боге истинном они не знают, христианской жизни не ведут, поэтому для них потеря будет страшным ударом. В первую очередь они должны защищаться и понять, что Церковь в общество вносит только добрую, благодатную струю для оздоровления этого общества…

Филимонов В.П.: Спаси Господи, Владыка, и благословите, пожалуйста, наших слушателей.

Еп. Серафим:  Прежде всего хочу пожелать всем слушателям восприятие обильной благодати Духа Святаго, который носит в себе премудрость Божественную. Если каждый попросит себе от Бога эту премудрость, и будет каким-то образом причастен к ней, то Божественная премудрость научит, вразумит, исправит положение дел. Только еще раз призываю всех к покаянию. Кайтесь, так будто бы мы утопаем, как бы горим, – так нужно взывать ко Господу. Если Русь Святая будем взывать ко Господу о покаянии, о помиловании, то, конечно же, Господь помилует. Господь простит грехи и неправды нашим соотечественникам и пошлет Духа Святаго для того, чтобы обновить лице Земли. Пусть благословение Божие будет всегда с вами. Да утешит вас Воскресение Христово.

(Печатается в сокращении)