Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Новости экуменизма 

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

             
 

Виктор Переверзев

ПРОПОВЕДЬ ПРАВОСЛАВИЯ БЕЗ ОБРАЩЕНИЯ В ПРАВОСЛАВИЕ?

Замечательная дефиниция была высказана о внешней деятельности Церкви на последнем Архиерейском Соборе. В частности это звучало так: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим… Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, …"столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15)… Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, 1.1, 3.1). Другими словами, в отношении к инославным Церковь настойчиво призывает их обратиться в Православие.

К сожалению, далее в соборном определении говорится: «Собор признает полезным сотрудничество с христианами иных исповеданий для совместного свидетельства о христианских ценностях перед лицом секулярного общества… Наших партнеров мы призываем строить межхристианские отношения на основе взаимного уважения и братской любви, исключающей конкуренцию и прозелитизм». Возникает вопрос: Какие христианские ценности могут быть у врагов Христа – еретиков? Более того, сотрудничество с еретиками запрещено апостольской заповедью: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10-11). А призыв к исключению взаимной конкуренции и прозелитизма в межхристианских отношениях выглядит просто лукаво и нелепо.

Если Православная Церковь есть единственный путь ко спасению, как об этом выразился Собор вначале, то сотрудничество без возвращения заблудших в лоно истинной Церкви будет просто бесплодным. Основной своей задачей Собор считает сохранение Священного Предания, которое повелевает «постоянно и настойчиво свидетельствовать об истине». Другими словами Собор говорит, что только в Православии истина и следовательно надо быть православным, чтобы спастись.

Непонятно только, как можно проповедовать Православие, не обращая в Православие? Ведь так называемый прозелитизм апостол Иаков относит к наивысшей добродетели: Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20).

Остается только пожелать рабочей группе, которая будет назначена Священным Синодом для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений почаще обращаться к священному Писанию и Преданию Церкви. Говоря о единстве с Древней Церковью не потерять на деле этого единства.