Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Новости экуменизма 

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

             
 

Иеромонах Никодим Лавров

МОЖЕТ ЛИ ЦЕРКОВЬ РАЗДЕЛИТЬСЯ И СОЕДИНИТЬСЯ?

К вопросу о взаимоотношениях с РПЦЗ

На архиерейском Соборе были заслушаны и обсуждены доклады: Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей и сообщение архиепископа Корсунского Иннокентия об успешно развивающемся диалоге с русской православной церковью за границей. Как известно на протяжении всего времени с момента карловацкого раскола РПЦ МП считала РПЦЗ раскольнической структурой, образовавшейся после 1927 года, когда после оглашения декларации митрополита Сергия (Страгородского) некоторые зарубежные иерархи прекратили литургическое общение с РПЦ МП.

Конечно, вопрос непростой: с одной стороны декларация вызвала немалое смущение и была признана многими православными ересью, названной впоследствии сергианством; с другой стороны - эта ересь не была осуждена ни одним из соборов Поместных Церквей, кроме иерархов, находившихся за рубежом. Заметим, что, отступив от общения с МП, сегодняшние зарубежные иерархи так и остались в свободной юрисдикции.

Если рассматривать вопрос с канонической точки зрения, то становится очевидным тот факт, что кто-то из противодействующих сторон находится в расколе с Церковью Христовой, которую врата ада не одолеют во век.

Надо признать, что или наша МП уклонилась от истины и стала еретической церковью и тогда на основании 15-го правила Двукратного собора РПЦЗ, перестав поминать первосвященника МП, сохранила истину и осталась в Церкви, либо наша юрисдикция является Истинной Церковью, а РПЦЗ ушла в раскол.

Все же, сергианство хотя и является ерсесью, оно не осуждено пока никаким Поместным Собором так называемых официальных Поместных Церквей, а потому, если епископы РПЦ МП осудят сергианство, то тем самым признают, что все это время они были в невединии. Видимо, по этой причине иерархи РПЦ не идут на компромисс в диалоге с РПЦЗ. Но в таком случае, на основании 13-го правила Двукратного Собора зарубежная юрисдикция должна считаться раскольнической.

В этом правиле говорится: «Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников рассекати тело Христово; но и сей его навет совершенно воспящая, святый Собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборнаго изследования и разсмотрения, и совершенного осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, такожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не отвергутся сообщения с раскольниками, и не обратятся к своему епископу».

Тогда как же относится нам к известным и почитаемым «святым» зарубежной церкви?

Безусловно, вера в зарубежной Церкви – православная. Они исповедуют Христа именно так как и мы, хотя имеют и некоторые разногласия с нами. Это и является одной из особенностей раскола. Но в том-то и беда, что можно, имея разномыслие оставаться в Церкви, а можно отпасть от нее, уклонившись в отдельное раскольническое собрание, как это и сделали зарубежные иерархи.

РПЦЗ по канонам Церкви считается расколом. Такого мнения были многие ныне прославленные новомученики и исповедники. Преп. Лаврентий Черниговский писал: «Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не состоит в диптихе Православных Церквей... У нас нет зарубежных церквей. Свободная церковь - это еретическое название» .

Кто из нас не пожелал бы быть едиными с зарубежными верующими? Кто, читая творения зарубежных подвижников, таких как Серафим Роуз или Аверкий Таушев не восхищался верностью их мыслей? Кто из нас не осуждает экуменические шабаши, в которых принимают участие некоторые иерархи? Однако, начиная с 1927 года между нашей Церковью и зарубежной существует разделение и архиерейский собор это признал. В его определении говорится: «Признать делом исключительной важности шаги, направленные к преодолению разделения, в течение многих десятилетий существующего в теле Русской Православной Церкви».

Но здесь, простите, дорогие наши архипастыри, кроется некая догматическая неточность. Разве Тело Церкви может разделиться? Церковь свята и непорочна. От нее могут отпасть раскольники и еретики, а разделиться на равные или же неравные части она не может. Обвинять Церковь в грехе разделения – есть нарушение догмата о святости и непогрешимости Церкви Божией.

Итак, по слову свт. Василия Великого, «отступившие от Церкви не имеют на себе благодати Святаго Духа» (См. 1-е прав), однако архиерейский Собор называет раскольников зарубежной церкви «нашими собратиями». Но это не самое страшное. Далее собор определил: «По завершении работы Комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов поручить Священному Синоду на основе суждений, имевших место на настоящем Соборе, совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство».

Что это за «каноническое деяние» по восстановлению евхаристического общения? Разве в Церкви может быть иная практика, кроме утвержденной Вселенскими Соборами? Под каноническим деянием разумеется соединение ранее «разделенных частей Церкви». Но Церковь не знает ни какого соединения. Есть три чина присоединения раскольников и еретиков: через Таинства Крещения, Миропомазания и Покаяния. Других канонических деяний никогда в Церкви не было, и быть не может.

Сегодня, проводя в жизнь новое «каноническое деяние», т.е. практику «объединения с РПЦЗ» враги Церкви репетируют свое желанное мероприятие - объединение с латинской церковью. К великому сожалению, этого уже никто почти не замечает. Где же ревность по Бозе? Где вера? Обрящет ли ее Господь, когда придет вскоре судить мир?

 

 

Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание, М., 1994, с. 155.