Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Обличительное богословие

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

           
 

Оптинский игумен Симеон (Ларин)


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

У каждого человека предостаточно возможностей для познания истинной веры. Первое понятие о Боге и святой воле Его дитя христианское получает от родителей, если, конечно, они сами христиане. Но и тот человек, который родился где-нибудь в Африке, не останется без промысла Божия, ведущего его ко Христу. Ныне Евангелие проповедано всему миру и нет нигде на земле уголка, куда бы ни проник этот дивный Божественный свет.

Всякое противопоставление науки по отношению к Богу есть ничто иное, как тщеславие и гордость. Многие великие ученые были людьми верующими. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик XX века – так говорил о своем отношении к вере: «Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом».

«Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога, – писал физик Макс Планк (1858-1947). – Первая представляет Его как основу, вторая – как конец всякого феноменального представления о мире».

«Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии, – утверждал известный биолог Луи Пастер (1822-1895). – Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении пред делами Творца. Я молюсь во время своих работ в лаборатории».

Так относились к вере в Бога многие ученые, исследовавшие окружающий мир, но для нас, православных людей, непосредственным учителем в вере и благочестии является Божий храм. Одно только посещение его в воскресные и праздничные дни, которое обязательно для каждого христианина, весьма много служит к назиданию и наставлению в законе Божием. Здесь, в чтении Святого Евангелия, Апостола и других книг Священного Писания, а также в молитвах и песнопениях  преподается учение православной веры.

Если кто-то после трудового дня посетит летний сад и прислушается к голосу птиц и шуму теплого ветра, ласкающего листочки деревьев, то не обретет ли такой мирное состояние чувств? Конечно, он успокоится от забот своих, и все чувства его утишатся. Но если пение птиц так благотворно действует на душу, то не более ли умиляется душа, находящаяся в храме Божием, где особое присутствие Господа, где невидимые Ангелы воспевают трисвятую песнь? Дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21, 13), – говорит Господь.

Кроме того, у каждого христианина есть Ангел-хранитель, даруемый при святом крещении, а также святые покровители, чьи имена мы носим и которых призываем в своих молитвах.

Таким образом, наставляемый Святым Духом, войдет он в тихую пристань благодатного мира душевного. Не то ли это счастье, которого так ищут все, живущие на земле? Ведь человек воистину тогда бывает весел и радостен, когда в душе его воцаряется благотворный мир. «Когда в душе бывает умиление, – говорил преподобный Серафим Саровский, – тогда с нами Бог».

Маленькое семя могучего древа, если не погибнет от неблагоприятных обстоятельств, то вырастает в большое древо, которое приносит  плоды с новыми семенами. Так даже невеликое познание открывает большую глубину истины во Христе Иисусе, и малое знание закона Божия, если приводится усердием в исполнение, приносит со временем великие плоды ведения духовного. Не то же ли видим мы и в обычной повседневной жизни? Кто научится ремеслу или искусству одними разговорами?

Как невозможно стать искусным мастером без хороших учителей, так и христианину невозможно достигнуть духовного совершенства без усердного изучения истин святой веры и закона Божия. Дух Божий не сподобит озарения того, кто пренебрегает учением в Богопознании, предлагаемом Церковью. Посему на каждом лежит непременная обязанность стремиться изучить истины святой православной веры.

Не всякое верование угодно Богу, но именно то, которое Он Сам нам преподал. Любая религия основывается на двух взаимозависимых ключевых моментах: во-первых, на вере в бытие Божие и, во-вторых, на вере в существование безсмертной души.

Станет ли кто исполнять закон Божий, если не будет веровать в то, что Бог существует? Конечно, нет. Равно и тот, кто верит в  бытие Божие, но не верит в истинное учение о безсмертии души, не сможет в точности исполнять заповеди. Этим и отличается человек от животного. Животное живет по закону естества, а совершенный человек по закону любви. Бог же есть любовь, и Он желает всем спастись и прийти в разум истины.

Но есть и такие бедные души, которые говорят, что нет Бога. Они противятся Господу и не желают признать Божественную власть над собой, склонить свою гордыню пред неведомой великой силой Божественного Разума. Однако это скорее горделивое упрямство, чем неверие. Абсолютно неверующих людей нет. Любой человек в трудные минуты своей жизни невольно ищет духовной поддержки от неведомой ему высшей силы. Поэтому всякий, утверждающий, что он не верующий, находится в помрачении разума, ибо мудрый человек не станет говорить наперед то, о чем не знает достоверно, но прежде исследует, а потом уже делает выводы. 

Понятия о будущей загробной жизни в различных религиях различны. О том, почему существует столько религий, и все ли они служат Богу, мы расскажем в одной из наших бесед. Говоря об истине Православия, постараемся безпристрастно рассмотреть другие верования как бы со стороны, дабы читатель сам мог увидеть, где истина.

В первой беседе речь пойдет об основной истине – вере в бытие Божие. Господь наш Иисус Христос молитвами Пречистой  Своей Матери и всех святых да поможет нам в этом. Аминь.