Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Обличительное богословие

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

         

Оптинский игумен Симеон (Ларин)


БОГ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА

Беседа четвертая 

Как растения стремятся вверх к солнцу, так и человек, высшее из живых существ на земле, стремится душой к духовному Солнцу – Господу Богу.

Душа человека отлична от души животного, потому что человек создан по образу и подобию Божию. Образ Божий запечатлен в свойствах и силах души, именно Господь даровал человеку душу безсмертную, не имеющую конца своему бытию, душу разумную, свободную, с любящим сердцем, всегда ищущим правды.

Человеку дарован ум, который имеет способность необычайно быстро развиваться. Мы видим, что дети, посещая школу, быстро научаются читать, писать, решать сложные задачи. Взрослея, они стремятся познать все, ибо знание – пища для ума. Люди не ограничивюется только телесными потребностями, но изобретают разные многосложные приборы, чтобы проникнуть в тайны отдаленного, неведомого звездного мира. Однако чем более приобретают они познаний, чем глубже изучают окружающий мир, тем яснее видят, что предела, достижения полноты ведения не существует.

Через ум человек не только узнает себя и окружающий мир, но и управляет своим телом, желаниями и чувствами. Посредством ума человек способен управлять не только своим телом, но и семьей, государством. Он вдохновитель и творец строений, составитель поэзии и творец искусств. Во всех делах человека присутствует умное начало. Задумаемся: насколько же выше разумение Того, кто управляет вселенной! Псалмопевец Давид говорит: Создавший око не увидит ли? Естественно спросить: «создавший ум человеческий, не есть ли Великий Разум?»

Видя зависимость одних предметов от других, восходя от причин к причинам, люди стремятся познать Виновника всего сущего. Это стремление вложено в человеке Богом. Душа человеческая не только мыслит, желает и чувствует, но и как в зеркале, видит свои мысли, желания и чувствования. Это и есть самосознание. Телесные и душевные потребности отражаются в едином сознании человека и пребывают в уме нераздельно. Поэтому люди, осознавая единое начало в себе, а также видя в мире дивную гармонию, порядок и строгие законы, начинают признавать существование единого Виновника и Управителя вселенной.

Господь даровал человеку разумение, но в то же время, призвавши его из небытия к бытию, заключил душу его в немощном теле, зависящем от окружающего мира. Он поставил человека посреди громадной вселенной, чтобы тем самым побуждать его к смирению, а не к превозношению.

Всякий человек, смирившись перед величием мира, в глубине души обретает мысль о Боге. Разве не признали бы безумным того, кто стал бы утверждать, что дома, в которых мы живем, храмы, в которых молимся, и другие предметы, для разных целей устроенные руками человеческими, создались сами собою? Тем более достойны сострадания те, которые утверждают, что этот мудро устроенный мир с его разнородными и разумными существами появился сам собою, из бездушной материи (см.: Евр. 3, 4).

Непризнание бытия Божия есть тяжкое преступление и великий грех. Однажды разбойники увели лошадей у крестьян, но те догнали похитителей и спрашивают:

- Вы украли наших лошадей?

- Нет, – отвечают те, – они сами побежали за нами.

Крестьяне же, увидев одного из своих коней, говорят:

- Этот конь наш, только он запряжен в вашу повозку.

Тогда разбойники сказали:

- Мы не виноваты. Он сам запрягся.

Крестьяне схватили конокрадов и повели на суд. Судья признал их виновными и повелел посадить похитителей в темницу.

Так подлежат осуждению и те, которые утверждают, что и человек, и этот премудро устроенный мир образовались сами собою. Говорят это в безумии, не думая, что за ложь свою подвержены будут справедливому Суду, на котором окажутся безответны ли. Так говорит Святой Дух устами Апостола: ибо невидимое Его (Божие), вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они (язычники, не ведавшие Бога) безответны (Рим. 1, 20).

Человек сотворен свободным по отношению к выбору добра и зла, и до некоторой степени может противиться воле Божией. Такая свобода дарована для того, чтобы не было насилия над душой, и человек самопроизвольно избирал для себя добродетель. Но чтобы человек стремился к ней, Бог вложил в душу его внутреннего законодателя – нравственное чувство или совесть.

Совесть, если сохраняется в чистоте, то обнаруживает грех. Она огненным чувством обличает в душе неправедный поступок. Совесть есть не только судия наших дел, но и своеобразный исполнитель своих постановлений, который награждает миром душевным за добродетели и наказывает внутренним мучением и угрызениями за худые дела, почему и называется «со-весть», т.е. глас, получающий весть от Праведного Судии.

В окружающем нас видимом мире Бог установил законы, которые исполняются неуклонно. В душе же человеческой положил закон свободный, но в то же время и напоминание об имеющем быть Суде Божием после смерти телесной. Как велико и неотразимо действие совести, это видно из того, что самые ожесточенные преступники нередко при малых уликах и даже добровольно, по одному побуждению совести, открывают людям свои тяжкие преступления. Сила совести видится и в том, что у каждого человека есть понятия о добре и зле.

Мир основывается на исполнении нравственных законов, от этого зависит благосостояние семейств, предприятий, государств. Кто мог бы наложить на народы иго нравственных обязанностей, если бы оно не положено было Богом в самом существе души, и если бы в ней не была укоренена мысль о Боге, Судии и Мздовоздаятеле?

Конечно, чтобы победить стремления своей низшей, влекущей ко греху, природы, человек употребляет великие усилия. В нем происходит подобное тому, что бывает с растением. Семя, зарытое в землю, влечется вниз силою земного притяжения, но внутренней силой оно пробивается наружу, вверх. Обходя при этом различные препятствия на пути, росток выбивается на свет и тогда начинается для него истинная жизнь. Так и человек, призывая на помощь Бога, силою Его побеждает стремления низшей природы и устремляет свой ум к Небу, ибо там истинная жизнь души.

Бог есть любовь. Он создал разумного человека для вечного блаженства, и это блаженство может быть достигнуто не иначе, как через любовь. Любовь к Богу необходима человеку как воздух. Она рождается в сердце и укрепляется посредством молитвы. Как если кто любит кого, то о нем и помышляет и часто беседует с ним, так и любовь к Богу рождает в человеке стремление к богомыслию, побуждающее исполнять заповеди Божии. А исполнение заповедей очищает сердце от скверны. Только любовь чистого сердца способна постигнуть, насколько это возможно человеку, глубины Божии (см.: 1 Кор. 2, 10). Сам Спаситель сказал: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). И святой апостол Павел писал: Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор. 8, 2-3).

Сердце, любящее Бога, любит и ближнего своего. Любовь побуждает прощать врагов, и только она способна на самоотверженные подвиги ради Христа и ближнего. Но сердце грешника – источник зла. Ему свойственно осуждать других, но оправдывать свои поступки. Спаситель сказал: От сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф. 15, 19). Оно ищет удовольствий, не различая средств к удовлетворению похоти. Оно, главным образом, есть источник и тягчайшего из всех грехов – безбожия.

Тяжела и горька сердцу, оскверненному грехами, мысль о Боге, Судии и Мздовоздаятеле. Поврежденное сердце не любит, когда говорят о Боге, оно не знает Бога, но где-то в глубине боится Его. Оно опровергает свидетельства ума, заглушает голос совести, говорящей о бытии Божием, и нередко в этом преуспевает, доводя человека до безумия. Как сказал об этом  пророк Давид: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1).

Господь же долготерпит. Он посылает милости Свои на праведных и неправедных. И горе тому, кто остается неблагодарным Богу. Дети чувствуют Божию благодать и в чистоте своего сердца охотно принимают ее. Но постепенно грех начинает привлекать, если только человек не ограждается святой верой и Таинствами Церковными. Враг спасения начинает склонять ум к непотребствам мира и, в конце концов, ставит их на первый план. Делает же это так незаметно и хитро, что уму кажется, будто бы он сам дошел до убежденности в небытии Божием. Так человек полагает, что он действует по своему разуму, по своему убеждению, а между тем ум его коварно и хитро направлен врагом.

Когда же человек столкнется со скорбями, тогда совесть начинает говорить сердцу: «Все эти беды тебе за то, что ты забыло Бога и грешило против Него». И если не станет оно слушать помыслы врага, оправдывающего себя и ропщущего на других, то без особых усилий обретает покой и веру в Бога. Конечно, не всякое сердце вразумляется и бедствиями, но действие их благотворно. Об этом говорит опыт не только многих лиц, но и с целых племен и народов.

Во второй половине прошедшего столетия во Франции развилось и распространилось по всей Европе неверие. Но Господь в той же Франции поднял бурю бедствий в лице Наполеона, который причинил много бед и скорбей народам Европы, зато после этого мгла неверия ослабела на довольно-таки долгое время.

Итак, будем трезвиться в сердце своем, чтобы не исполнять похотливых пожеланий, но во всем следовать заповедям Божиим. Ибо премудрый Соломон, который ни в чем не отказывал сердцу и чрез то причинил погибель своей душе, говорил: Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4, 23). Да не потекут из него для нас источники смерти! Если мы станем подчинять желания сердечные голосу ума и совести и взгревать в нем пламень любви к Богу, то будем вечно блаженствовать с Ним.

Через рассмотрение и исследования предметов видимой природы и человеческого ума и сердца мы не только убеждаемся в бытии Божием, но и познаем свойства Божественного естества. Общие законы природы, действующие в мире, гармония и порядок во Вселенной говорят о существовании Творца и Промыслителя. Неисчислимое множество светил небесных, поражающих своей гармонией умы ученых, свидетельствует о всемогуществе Создателя. Мудрое устройство видимого мира, разум, данный человеку, говорят о Творце, Высочайшем, Премудром и Всеведующем. Свободная воля и совесть человека уверяют в том, что Господь Бог -Всесвободный, Всесвятой и Правосудный. Сердце говорит о Нем как о всесовершенной любви, как о Создателе Всеблаженном и Вседовольном.

Возблагодарим же Господа за то, что Он даровал нам силы к познанию Его, соделал царями природы. Да уподобимся Ему добрыми делами и достигнем вечной радости и блаженства на небесах. Аминь.