Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Обличительное богословие

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

         

Оптинский игумен Симеон (Ларин)


БОГ В ОТКРОВЕНИЯХ

Беседа пятая 

Если бы человек, видя величие окружающего мира, пришел к убеждению в бытии Божием, если бы и слушал совесть свою, то все равно он не смог бы знать достоверно, как угодить Ему. Человек нуждался в Откровении Божием, как ребенок нуждается в воспитании. Посему Господь и посылал пророков, чтобы они возвещали то, чему  надлежит быть и как надо жить на земле, чтобы обрести спасение. Оставит ли земная мать дитя свое без помощи и ответа, когда оно ищет ее? Так и Господь, сотворив видимый мир и человека, не оставил его без Своей заботы.

В самой древней Книге Бытия рассказывается, что Бог, как только сотворил людей, то сразу же дал им определенную заповедь, исполняя которую Адам и Ева могли быть свободными. Но, как известно, они нарушили ее и потому были изгнаны из рая. От Адама до Моисея не было еще Писаний и Откровение Божие передавалось посредством Божественного Предания. Как тогда, так и теперь познания о Боге передаются, чрез посредство родителей и учителей церковных. Конечно, при этом доказательства бытия Божия и познания о Боге, заимствуемые от видимой природы, тоже необходимы, потому что служат подтверждением того, что говорится детям о Боге.

Впервые Священные Письмена появились при пророке Моисее, когда Господь Бог при громах и молниях, в густом облаке, в огне, восходящем до небес, при сильном трубном звуке явился на горе Синай и дал Моисею десять заповедей. Они были высечены на двух каменных скрижалях. Затем Господь многократно открывался пророкам, возвещая им волю Свою. Самое же главное обетование Его было о том, что должно родиться от Девы Сыну Божию, чтобы спасти людей.

В совершенной полноте открылся Бог людям чрез Единородного Сына Своего Иисуса Христа, который принес людям познание Триединства Божия. Во время Крещения Сына Божия на Иордане Бог-Отец явил Себя во гласе с небес, сказав: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Дух же Святый в виде голубя сошел с неба на Сына. Так было явлено триединство Божества.

С пришествием на землю Христа Церковь получила Божественное учение во всей полноте. Стало известно все, что потребно к Богопознанию и спасению человека. Но для того, чтобы люди не отклонились от истины, Апостолы запечатлели ее в книге, называемой Евангелием. Так появилось Священное Писание Нового Завета.

Есть люди, утверждающие, что чудес на свете нет и быть не может, что Бог при создании мира даровал ему навсегда законы, которые в нем и исполняются, а чудеса, напротив, служили бы к нарушению тех законов. Другие неверующие в Бога говорят, что в мире все совершается по непреложным законам необходимости и всякое чудо можно объяснить с научной точки зрения.

Но вот уже две тысячи лет сходит в день Святой Пасхи на землю Благодатный Огонь в Иерусалиме. Наука не в силах объяснить это чудо. Как это сами собой зажигаются свечи, неведомо откуда явившемся огнем, который первое время представляет собой пламя только светящееся, однако, не обжигающее? Но чудо – это и есть явление, которое происходит вразрез с установленными законами Вселенной. Как объяснит наука возникновение из небытия Огня в закрытом помещении? Почему во время процесса горения Благодатного Огня не происходит теплоотдачи? Она не может дать ответ, поэтому и обходит эти вопросы молчанием или даже подвергает гонению, как это было во времена советской власти, когда существовал закон привлекать к уголовной ответственности и лишению свободы лиц, имеющих в доме мироточивые иконы.

Совершается много чудес исцеления болезней. В древности в языческом мире были часты случаи беснования, т.е. насильственного овладения злыми духами человеком. Такое встречается нередко и в наше время. Изгнание злых духов именем Божиим – это тоже самое настоящее чудо. Святые Божии дивно владычествовали над дикими зверями и ядовитыми змеями. Это явление можно объяснить восстановлением того, что потеряно человеком вследствие грехопадения. Бывают чудеса наказания грешников для вразумления их самих и окружающих, а так же для пресечения зла. Есть свидетельства хождения по водам как по земле, освобождения невидимою рукою от оков и темниц, сохранения невредимыми среди огня и т.п. Об этом подробно написано в житиях святых. Верующий человек твердо знает, что такие чудеса возможны. Все, чего ни будете просить в молитве, – говорит Господь, – верьте, что получите, – и будет вам (Мк. 11, 24).

Чудесами открывается бытие Божие, показывается, что Господь Бог не только создал мир, но и премудро управляет им. Мы молимся Богу и получаем просимое, обретаем потерянное, взываем о помощи – и получаем ее. Отсюда и познаем, что Господь близ.

Некоторые дерзают утверждать, что чудеса – не суть непосредственные действия Божественной силы, а действия сил и законов природы, нам неизвестных. Но многие чудеса совершаются силою Божественною не иначе, как по предварительному откровению. Например, безнадежно больной получает в видении совет, что получит исцеление, молясь перед такой-то  известной иконой или при святых мощах в таком-то месте, о котором он никогда и не слыхал. Поступив по совету, он получает исцеление. Но неверы говорят, что это скрытые способности человеческой психики, – мол, человек внушил себе и поэтому выздоровел. Для таких мы напомним об исцелении младенцев и людей, находящихся в безсознательном состоянии. Какое внушение или самовнушение могло подействовать на их психику? Истинные чудеса совершаются по особым, высшим законам Самими Богом.

Есть и такие, которые говорят: «Я не поверю, если своими глазами не увижу чудо и не испытаю его на себе». Следует понимать, что если кто-то искренне станет просить Бога об утверждении своей слабой веры посредством какого-либо чуда, то он должен быть особо внимательным. Один ищущий Бога человек решил, что если явит ему Господь чудо или знамение, тогда он завтра с утра пойдет в храм крестится в православную веру. Так рассуждая, он лег спать. Наутро, проснувшись, он понял, что никакого чуда не произошло. Сны ему не снились, в комнате все на своих местах, одним словом, знамения не было. Решив, что теперь он никуда не пойдет, мужчина включил радиоприемник. А там чтение Евангелия: Для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение (Мк. 8, 12). Поняв, что эти слова обращены к нему и он поспешил в храм.

Если бы не было опасности вреда для души, то Бог вероятно являл людям ему знамения и чудеса по их желанию. Но если, сподобившись увидеть чудо Божие, этот человек опять станет грешить, то подвергнется еще большему осуждению как видевший и не уверовавший. Господь Иисус Христос совершил много чудес пред жителями городов Капернаума, Вифсаиды и Хоразина, но так как они не уверовали в Него и не исправились, то Он сказал, что Содому и Гоморре отраднее будет на Суде, нежели жителям этих городов. Теперь уже и самого места этих городов найти не могут. – Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.20, 29).

Непосредственные Божественные знамения и чудеса посылаются не всем, но сказания о многих из них имеют признаки полной достоверности. Посему безответны будут на Страшном Суде те, которые не поверили этим сказаниям, ибо книги, в которых говорится о Божественных чудесах, написаны очевидцами или со слов очевидцев, как об этом будем говорить позже. Многие чудеса совершались при свидетелях, подтверждены специальными комиссиями. Когда исцелялись люди образованные, они сами подробно описывали их и подтверждали, что эти исцеления совершились по повелению Господню. Многие исцеления засвидетельствованы опытными врачами, признавшими, что они не могли произойти иначе, как сверхъестественной силой Божества.

Есть Бог создавший мир и управляющий им, и мы всегда находимся пред очами Его. В древности «ходить пред Богом» означало то же, что жить благочестиво, помнить всегда и везде о присутствии и всеведении Божием и непрестанно собеседовать с Ним в молитве. Енох ходил пред Богом и был дивно взят на Небеса.

Будем же молить Господа, да утвердит в нас постоянное памятование о Себе и дарует нам силы исполнять святые заповеди Его во все дни жизни нашей на земле. Аминь.