Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Обличительное богословие

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

         

Оптинский игумен Симеон (Ларин)


О ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Беседа шестая 

Будем ли мы жить после смерти так, как живем теперь, т.е. сознавать и чувствовать, или наша душа вместе с телом прекратит свое существование? Этот вопрос волновал умы людей всех времен и народов. Попытки разъяснить эту тайну стали причиной появления множества философских учений. Но глас Бога Слова благовествовал человечеству: Я есмь Воскресение и Жизнь, верующий в Меня если и умрет – оживет (Ин. 11, 25). Бог даровал нам уверенность в безсмертии души. Имея ее, человек перестает с тоской размышлять о том, зачем он рожден на свет Божий. Только эта уверенность дает возможность понять, что смерть – это рассвет, наступающий после продолжительной ночи, и тогда мысль о смерти уже не страшна.

Верующая душа не возмутится потерей близких. Разлука с ними будет для нее залогом свидания в будущей жизни. Длится ли жизнь его, обремененная лишениями – он благодарит Бога, настигает ли его смерть на полдороги жизни – он с радостью принимает ее. «Если представится  вам случай славной смерти, – писал святитель Амвросий Медиоланский, – умрите. Если же вы упустите его, то не так легко дождаться его опять» («Об обязанностях священнослужителей», с. 294). Так относится к смерти христианин.

Напротив, для человека неверующего мысль о смерти – страшная мука, способная даже привести к помрачению ума. Смятение и томление духа, полное разочарование в жизни – все это происходит от безверия в безсмертие души и отсутствия надежды на существование загробной жизни. Разврат, грабежи, убийства, самоубийства, обман, извращение понятий о правде и добре, о любви к ближнему – вот детища этого безверия.

Большинство людей, увлекшись страстями суетного мира, гонит от себя мысль о смерти или старается заглушить ее пьянством, наркотиками, греховными развлечениями и т.п.. Некоторые увлекаются экстрасенсорикой или оккультизмом, иные – спиритизмом, вызывая души усопших.

Но возможно ли общение с душами, отшедшими в другой мир, и бывают ли явления умерших живым? Святитель Иоанн Златоуст в толковании на книгу пророка Исаии говорит: «Хотя демон владеет искусством убеждать (людей), что он может вызывать души умерших, но мы утверждаем, что душа по выходе из тела вступает в некоторое жилище и пребывает там, – выйти оттуда она не может». Учение Церкви ясно свидетельствует о том, что это не души умерших, а бесы в их облике являются живым. И горе тем, кто станет повиноваться их воле, скрытой порой за благочестивыми наставлениями.

Некоторые жаждут увидеть наяву своих умерших близких, чтобы «расспросить» их о загробном мире, и таким образом попадают в сети демонов. А те, в свою очередь, убеждают людей, что души после смерти «свободно передвигаются в пространстве», что они не подчинены никому, даже Божественному промышлению. Так может зародиться мысль, что душа и вовсе не будет подвержена никакому наказанию за соделанные преступления. «Но это – басни детей и старух, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами». Поэтому христианин всегда должен внимательно относится ко всякого рода слухам, и не доверять им поспешно, не убедившись достоверно в их истинности. Часто бывает, что кто-то, воздерживаясь от одного заблуждения, впадает в другое.

Безусловно, всякое явление из духовного мира не может произойти без воли Всемогущего Бога, ибо все подчинено Творцу. Святитель Филарет митрополит Московский говорил: «Явления из мира духовного неизъяснимы, но – неопровержимы». Они, без сомнения, бывают полезны для укрепления веры человека в загробную жизнь. Когда святителю Филарету за два месяца до смерти явился во сне его покойный отец и назвал ему день его кончины – 19-е число, то святитель не поверил, но и не отверг видения. Посоветовавшись с духовными людьми, он решил чаще причащаться, в том числе и причастился и 19-го числа – в день своей смерти. («Душеполезное чтение». 1876. Ч. 1). Этот пример учит нас осторожности. Ведь демоны могут обмануть человека, убеждая, что у него есть время покаяться, и, поверив им, человек может оказаться не готовым, если смерть наступит раньше. Святителю, конечно, это не грозило, ибо он был человеком святой жизни и имел непрестанную память о смерти, поэтому-то Господь и известил его о дне кончины таким образом.

Святые Отцы говорили, что если кто-либо увидит явление от Бога и поверит ему, тот получит награду от Господа в тридцать крат. Но тот, кто, сподобившись явления о Бога, не поверит ему, тот получит награду во сто крат, так как поступил благоразумно и уберег душу свою от бесовской прелести.

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий писал по поводу явления душ умерших: «Из древних сказаний видно, что вера в безсмертие души постоянно соединялась с верою в явления умерших. Эти сказания безчисленны. Есть явления умерших или их действия, которые не подлежат сомнению». (Соч. Иннокентия. Т. VII).

К таковым можно отнести явления людей, отличавшихся святостью жизни на земле, т.е. святых. В житиях святых мы имеем много достоверных примеров явления умерших святых живущим людям. Так, когда во время правления императора Алексия Комнена (1081-1108) возникли разногласия между христианами, кого из святых святителей – Василия Великого, Григория Богослова или Иоанна Златоуста почитать больше, то святые явились им, не во сне, а наяву, сначала каждый отдельно, а затем все трое вместе, чтобы примирить верных. В честь этого явления и установлен праздник этим великим святителям и Учителям Церкви (30 января).

Святые нередко посылаются Господом для помощи людям. Преосвященный Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский, говоря о явлениях умерших прежде людей, свидетельствует, что подобных фактов немало, но нельзя сказать, что все они действительно таковы («Странник». 1887. Сентябрь). Конечно, человек должен искать объяснения тем или иным явлениям и они непременно приведут его к Богу. Но где же их искать? Конечно, в Церкви. В ней есть ответы на все вопросы. В Писаниях Святых Отцов раскрыты как догматические, так и нравственные положения вероучения. Поэтому обращающийся к учению Церкви найдет там, как в богатой сокровищнице, простые и доступные объяснения непонятных ему истин.

Православный обряд погребения называют в народе отпеванием из-за множества церковных песнопений, используемых при молении. Порядок погребения и правила при нем можно узнать из книг или расспросив священника. Это важно знать, ибо существует ряд суеверных обычаев, далеко не православных, когда люди верят, что за гробом существует материальная жизнь души и кладут  в гроб умершим продукты, табак. На поминках ставят на стол «для усопшего» рюмку спиртного. Иногда, причитая, мать обращается к сыну-покойнику: «Неси, сынок, поклон деду и бабушке». Или,  хороня близкого человека, спрашивают, когда его ждать в гости. («Русский филологический вестник». 1884. Т. 12. № 1). Конечно, для верующего человека недопустимо потакать таким суевериям. Для него главное свидетельство вечной жизни – Священное Писание и Предание Церкви, которое мы должны непременно соблюдать и свято хранить. 

В данной книге примеры явления умерших живым приведены для того, чтобы убедить сомневающихся в существовании загробного мира и в том, что душа после смерти тела не умирает.

Явления умерших чаще всего бывают в момент их смерти, когда душа еще пребывает на земле. Одна женщина явилась своему сыну и сказала: «По милости Всевышнего мне самой разрешено объявить тебе о моей кончине». Вера в безсмертие души и существование загробной жизни озаряет наш земной путь и раскрывает назначение земной жизни.

«Ты не веришь, что за гробом есть жизнь, – сказала одна умершая девица своему жениху, – вот, смотри, я пришла к тебе. Жизнь со смертью не прекращается. Помни – смерти нет, тело сгниет – душа же вечна». А умершая мать явилась сыну и стала умолять: «Сынок, ты не веришь в загробную жизнь, бросил нательный крест свой, а я пришла и принесла тебе его – возьми и надень». После этих слов она надела крестик на сына. Это есть явное доказательство истинности явления, а не бесовской прелести, которая боится креста, как огня. Известен случай с одним монахом, увидевшим во сне своего отца в раю. Проснувшись, монах обнаружил рядом с собой яблоки, которые ему дал отец. Это опровергает мнение некоторых о том, что такие явления – галлюцинации или результат психического расстройства. После болезненных галлюцинаций люди остаются прежними, а в случае действительных явлений из духовного мира доказательством истинности являются покаяние и исправление жизни. Люди, сподобившиеся явлений от Бога, делаются глубоко верующими и  никакие доводы атеистов уже не в состоянии поколебать их веру. Один человек, к которому явился умерший друг, вспоминал: «Я сделался по милости Божией верующим человеком, не знаю, как благодарить Господа. Явление недавно умершего друга потрясло мою душу, во мне заговорила совесть, прежние мои предвзятые убеждения разрушились».

Великая милость Божия к грешникам творит чудеса. Будем же и мы благодарить Господа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.