Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Обновленчество и модернизм 

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

           
 

Искушение мамоной

ПИСЬМО ИГУМЕНУ МЕЛХИСЕДЕКУ, НАСТОЯТЕЛЮ МОСКОВСКОГО ПОДВОРЬЯ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

 

Как прежде, когда Иисус Христос изгонял из храмов продающих 

и покупающих евреев, так и теперь умелые торговцы 

пробрались в наши храмы и кормчествуют нашей

 православной истиной, попирая каноны и догматы.

 

Великим Постом прихожане храма Петра и Павла, что в Ясенево, ожидали окончания строительства здания, предназначенного для трапезной, библиотеки и воскресной школы. Но, к удивлению многих, вместо духовной библиотеки вдруг открылся продуктовый магазин под названием "Постная трапеза". 

Теперь вместо духовной пищи прихожанам охотно предлагаются продукты питания. Каноны Церкви строго запрещают торговлю на территории храмов. Более того, в годы гонений советская власть специально устраивала возле церквей магазины и разные увеселительные заведения, чтобы этим смущать верующих, отвлекать от главной цели, с которой они пришли в храм. Однако то, что не смогли сделать коммунисты теперь легко делают современные священники-бизнесмены. По-другому их никак и не назовешь. И это не осуждение священства. Нет. У нас в Церкви есть прекрасные пастыри. Это неправда тех, кто неправильно пользуется саном и служит не Богу, а мамоне.

 

Дорога в храм

 

Прихожане храма написали письмо игумену Мелхиседеку, настоятелю московского подворья монастыря Оптиной Пустыни:

 

 

Ваше преподобие, о. Мелхиседек!

 

Обращаемся к Вам с тревогой по поводу открытия на подворье продуктового магазина «Постная трапеза». Никогда прежде на территории храмов и монастырей не открывались подобные магазины, потому что всякая торговля продуктами в священной ограде запрещена Священным Писанием и канонами Церкви. Сам Господь наш Иисус Христос выгнал продающих и покупающих с территории ветхозаветного храма, напомнив, что Писание говорит: дом Мой домом молитвы наречется.

А в 76-м правиле VI Вселенского Собора говорится: «Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставлять, или иныя купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дому Отца Своего домом купли».

В толковании на это правило еп. Никодим (Милаш) говорит: «Цель правила – сохранить св. храм и все вокруг храма от профанации» Священные же ограды, по словам Зонары, это не только помещение, но вся территория, окружающая святые храмы (omnia sanctorum templorum septa).

Поэтому обращаемся к Вам с просьбой не превращать святое место в торговый комплекс и закрыть продуктовый магазин «Постная трапеза» или же перенести его за территорию храма.

Мы не хотим оказаться среди тех покупающих, которых изгнал Христос, и быть осужденными за равнодушие на Страшном Суде.

 

Православные христиане.

 

 

Кафе пред дверьми в магазин "Постная трапеза"

 

 

Игумен Мелхиседек (Артюхин) через людей передал, что прихожане не могут быть против магазина, поскольку магазин открыт для прихожан и даже якобы по просьбе прихожан. А тех людей которые попытались собрать подписи под письмом к настоятелю охранники выставили за ворота. 

Вскоре здесь был открыт еще одни продуктовый магазин-ларек, лукаво названный "Церковная лавка". Только вот, церковного в ней ничего-то и нет. Здесь продают помидоры, капусту, огурцы, крупы и прочие продукты сельского хозяства.  

Обратились прихожане с письмом и к наместнику монастыря архиманжриту Венедикту (Пенькову) после чего на среди прихожан прошел слух, что магазин скоро закроют. И, действительно, закрыли, правда, ненадолго и снова открыли теперь уже как иконную лавку, в которой рядом с теми же продуктами поместили иконы из Софрино. 

Немало было смущения у прихожан от такого кощунственного отношения к православной святыне, но продавцы, оправдываясь, говорили, что строится другой магазин и, что как только он откроется, все продукты перекочуют туда. Этот переезд продолжался несколько месяцев и наконец завершился. Теперь на рекламном щите: Продуктовый магазин «Постная трапеза» появилась небрежная надпись черным фламастером: «75 метров. Кирпичный домик у ворот».

Может быть о. Мелхиседек занят длинными монастырскими богослужениями и ему не до выяснения отношений с магазинами? Но, увы, богослужения здесь не монастырские. Когда мы пришли в этот храм, по приглашению знакомых прихожан, то были удивлены тем, что на субботем богослужении опустили литию (строго обязательную часть субботнего бдения). Каноны читались на 4 вместо 12, т.е. служба короче чем в монастыре в три  раза. Практически, кто знаком с типиконом сразу заметит здесь грубое сокращение. Ни на одном московском подворье других монастырей такого откровенного безобразия нет.    

Что же? Как видно, типикон и каноны здесь стоят дешевле, чем чудо-йогурт в блестящей упаковке. И, видимо не потому, что настоятель храма принадлежит к еврейской национальности. Это просто такое нынче время, что священноначалие стало забывать слова присяги, произносимой ими при рукоположении, в которой говорится:  «Обещаюся Каноны Святых Апостол, Седми Вселенских и благочестивых Поместных Соборов и Правила Святых Отец хранити и соблюдати. Вся, яже тии прияша, и аз приемлю, и ихже тии отвратишася, и аз отвращаюся. Еще же обещаваюся Предания церковная, уставы святыя и чины вся Кафолическия Восточныя Православныя Церкве хранити неизменно... К сим же обещаюся ничтоже творити ми по нужде, аще и от сильных лиц или от множества народа нудиму, аще и смертию ми воспретят, веляще что сотворити ми вопреки Божественным и священным Правилом... Аще же обещанное зде мною что преступлю, или Божественным Правилом явлюся противен..., тогда абие лишен да буду всего своего сана и власти, без всякаго извета и слова, и чужд да явлюся дара небеснаго, при посвящении возложением рук даннаго мне Духом Святым». 

В храме Петра и Павла, что в Ясенево, прихожане нередко слышат проповеди о. Мелхиседека, в которых он призывает искать нищеты, жить проще, все терпеть и довольствоваться тем малым, что имеем. Казалось бы, все правильно, однако сам о. Мелхиседек так жить не желает. А от этого и смысл его проповедей становится иным: «терпите, смиряйтесь, живите в нищете – вы этого заслуживаете, потому что вы не люди». Но так уже все приучены, что надо смирятся, молчать – это наш русский крест...  

 

(Продолжение следует). 

Прихожане направили письмо Его Святейшеству с просьбой помочь остановить процесс обмирщвления.

В близжайшем будущем мы опубликуем это письмо на нашем сайте. 

По данной теме смотрите также статью "Москвичи не спят".

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

Правило 76.

Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом (Иоан. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен.

Толкование еп. Никодима (Милаша)

Цель этого правила - сохранить св. храм и все вокруг храма от профанации, в частности же от корчемничества и торговли, согласно учению Христа, что дома Отца Его не должно делать домом торговли (Ин.2:16), так как это – дом молитвы (Мф.21:18). Правило это не говорит только о храме и о лицах, занимающихся предосудительными делами в храме, так как это само по себе воспрещено, а говорит о священных оградах (ένδον των ιερών περιβο'λων, intra sanctos ambitus), в которых тоже воспрещаются подобные деяния, так как, по словам Вальсамона в толковании этого правила, никому и никогда не придет на ум заводить в храме корчму или иную какую-либо торговлю [1]. А священные ограды составляет, по словам Зонары в толковании этого правила, все, что окружает св. храмы (αί των θείων ναών ά'πασαι περιοχαί, omnia sanctorum templorum septa), И на первом месте пространство перед храмом с западной стороны, называемое προπύλαιον илиπροαύλιον (паперть. atrium), где, главным образом, эти корчемные и торговые дела и велись [2]. Сюда принадлежат и кладбища около храма, называемые тоже священными оградами, где также должно быть строго воспрещено ведение помянутых дел.

Примечания:
1. Аф. Синт., II,482.
2. Аф. Синт., II,481. Ср. выше стр.218.