Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Вопросы и ответы  

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

             
 

О СОБЛЮДЕНИИ ЦЕРКОВНОГО БЛАГОЧИНИЯ

(Письмо в редакцию)

Уважаемая редакция! Обращаемся к Вам с убедительной просьбой помочь в решении нашего вопроса.

Мы – жители Ишимбая, небольшого городка в далекой Башкирии. В годы Великой Отечественной войны здесь была вторая по значимости в Советском Союзе артерия по добыче нефти. В 80-е годы прошедшего века со всей страны сюда ехала молодежь на строительство Ишимбайского тяжеломашиностроительного завода, который в настоящее время выпускает болотоходы. Заказы идут со всего мира. Окрестности же городка поразят своей красотой любого живописца. Рядом с городом находится гора Шихан, если немного отъехать от Ишимбая, – начинаются холмы, с которых открываются бескрайние башкирские дали.

Среди башкиров ходит такая легенда. Когда Бог распределял между народами земли, то башкирам не хватило надела. Они начали плакать, что их обидели. Тогда Бог дал им Уральские горы и поместил тут кусочек рая. Кстати, один из районных поселков, который находится неподалеку от Ишимбая, так и называется – Раевка. Казалось бы, при такой райской природе и духовная жизнь в городе должна быть на высоте, но, к сожалению, это не так.

За наши грехи благочинным города и района назначен протоиерей Сергий (Семенов). Человек он не плохой, у них с матушкой большая многодетная семья. Но его пастырская деятельность оставляет желать много лучшего. И дело тут не в его личных слабостях, которые есть у каждого человека, а в нарушении им церковного благочиния.

Проиллюстрируем наши слова примером. После войны в Ишимбае был открыт православный Свято-Троицкий храм. Хотя он был и небольшой, однако все эти годы верующие города и окрестных селений там причащались, исповедовались, крестили своих детей, отпевали умерших. В годы «катастройки» отец Сергий построил новый храм. Мы все радовались, что у нас теперь будет два храма, но жестоко ошиблись.

Благочинный отец Сергий старый храм оставил за собой и сделал из него воскресную школу. Теперь на амвоне храма дети репетируют спектакли, читают стихотворения и чуть ли не пляшут в алтаре – на месте, где был святой Престол! Конечно, они это делают по неразумию – вся ответственность за это беззаконие ложится на благочинного. Свои действия о. Сергий мотивировал тем, что нельзя же отдавать храм на какие-то мирские нужды. Но надо же было оставить этот храм действующим, а не превращать его в подсобное полужилое помещение, в сцену для лицедейства!

Еще говорят, что главным мотивом протоиерея Сергия для «переоборудования» старого храма в воскресную школу было его стремление сохранить в городе свою власть. Власть-то свою он, конечно, сохранил, но вот паству смутил. Мы до сих пор не можем без горечи и недоумения говорить об этом беззаконии.

Просим Вас помочь нам разобраться в наших сомнениях. Имеют ли они под собой какую-то каноническую основу или же это просто наша мнительность, темнота и невежество. Будем ждать Вашего ответа.

Православные жители г. Ишимбая, 157 подписей

Комментарий редакции:

Дорогие братья и сестры, верующие города Ишимбая! Ваши сомнения и смущения имеют серьезные основания. Протоиерей Сергий своим поступком нарушил церковное законодательство. Святые Отцы повелевают даже отнимать те храмы, которые захватили миряне и обратили в мирские жилища.

Правило 13 Седьмого Вселенского Собора гласит: «При случившимся, по грехам нашим, бедствии в церквах, некоторые святые храмы, епископии и монастыри некими людьми расхищены, и соделались обыкновенными жилищами. Если завладевшие оными захотят отдать их, да будут возстановлены по прежнему, то добро и благо есть; Если же не тако: то, сущих от священническаго чина, повелеваем извергать, а монахов, или мирян отлучать, яко осужденных от Отца, и Сына, и Святаго Духа, и да вчинятся, идеже червь не умирает, и огонь не угасает. Понеже они гласу Господню противятся, глаголющему: не творите дома Отца Моего домом купли».

Толкование епископа Никодима (Милоша):
«Бедствие, которое, как говорится здесь, случилось по грехам нашим в церкви, есть иконоборство, бывшее причиною многих зол для православных. Больше всех за время иконоборства были гонимы православные епископы, священники и монахи, так что многие из них вынуждены были оставлять свои церкви и монастыри, и убегать в пустыни. Вследствие того, многие церкви и монастыри остались пусты, и потому разные лица присваивали их себе и превращали в обыкновенные жилища. Относительно императора Константина Копронима-иконоборца история свидетельствует, что он повелел превратить православные монастыри в военные казармы (ср.: Van Espen. Упом. соч. P. 469). Когда миновало несчастное время иконоборства, Отцы Собора своим настоящим правилом определяют, чтобы те святые места, которые незаконно были отняты у церкви, возвращены были ей и восстановлены по прежнему. Если не захотят уступить их добровольно, тогда следует сделать это принудительно, и правило определяет, что таковые безбожные узурпаторы, которых ожидает вечное осуждение, “сущие от священнического чина” должны быть извержены, а миряне или монахи отлучены. В этом правиле повторяются постановления 24 правила IV Всел. собора и 49 правила Трулльского собора».

Показательно то, что в древние времена среди священного чина также находились узурпаторы, которые обращали храмы в жилые помещения. Наказание, определенное им, вполне может быть применено к протоиерею Сергию, если он не захочет внять справедливым требованиям верующего народа.

Нарушил ваш благочинный и 74 Правило Шестого Вселенского Собора, которое гласит: «Не должно в местах посвященных Господу, или в церквах, совершать так называемых трапезы братолюбия, и внутри храма есть, и ложе постилать. Сие же творить дерзающие, или да престанут, или да будут отлучены».

Толкование епископа Никодима (Милоша) на это Правило гласит:
«Об агапах (трапезах братолюбия, вечери любви) мы говорим в толковании 28-го правила Лаодикийского Собора, которое только повторяют Отцы Трулльского Собора. Устраиванье агап в церквах воспрещено было уже в первой половине IV века. Однако, как видно, они имели место еще и в VII веке, во времена Трулльского Собора, так что этот собор вынужден был повторить старое предписание об агапах, с присовокуплением угрозы отлучения для всех, осмелившихся поступить вопреки правилу».

Ибо в воскресной школе, устроенной протоиереем Сергием из храма Божиего, проводятся трапезы и застолья. И хотя он думает, что в результате его решения Свято-Троицкий храм уже перестал существовать, но у Бога он продолжает оставаться храмом и Ангел-Хранитель этого храма продолжает нести свою службу у его алтаря.

Проанализировав таким образом ситуацию, мы решили направить протоиерею Сергию письмо следующего содержания:

Ваше Преподобие, отец Сергий.

Обращаемся к Вам с беспокойством по поводу  старого Свято-Троицкого храма г. Ишимбая, находящегося в Вашем благочинии. В годы перестройки Вы, отец Сергий, построили новый храм. Верующие жители города радовались, что у них теперь будет два храма, но они обманулись в своих ожиданиях.

Старый храм Вы оставили за собой и сделали из него воскресную школу. Теперь на амвоне святого храма Божия дети репетируют спектакли, читают стихотворения и чуть ли не пляшут в алтаре – на месте, где был святой Престол. Конечно, они это делают по неразумию, а вся ответственность за это беззаконие ложится на Вас.

Святые Отцы никогда не передавали храмы под посторонние цели. Напротив, они всячески ограждали их от посягательств кого бы то ни было. Правило 13 Седьмого Вселенского Собора гласит:

«При случившимся, по грехам нашим, бедствии в церквах, некоторые святые храмы, епископии и монастыри некими людьми расхищены, и соделались обыкновенными жилищами. Если завладевшие оными захотят отдать их, да будут возстановлены по прежнему, то добро и благо есть; Если же не тако: то, сущих от священническаго чина, повелеваем извергать, а монахов, или мирян отлучать, яко осужденных от Отца, и Сына, и Святаго Духа, и да вчинятся, идеже червь не умирает, и огонь не угасает. Понеже они гласу Господню противятся, глаголющему: не творите дома Отца Моего домом купли».

В своем толковании на это правило епископ Никодим (Милош) пишет:
«Бедствие, которое, как говорится здесь, случилось по грехам нашим в церкви, есть иконоборство, бывшее причиною многих зол для православных. Больше всех за время иконоборства были гонимы православные епископы, священники и монахи, так что многие из них вынуждены были оставлять свои церкви и монастыри, и убегать в пустыни. Вследствие того, многие церкви и монастыри остались пусты, и потому разные лица присваивали их себе и превращали в обыкновенные жилища. Относительно императора Константина Копронима-иконоборца история свидетельствует, что он повелел превратить православные монастыри в военные казармы (ср.: Van Espen. Упом. соч. Р. 469).

Когда миновало несчастное время иконоборства, Отцы Собора своим настоящим правилом определяют, чтобы те святые места, которые незаконно были отняты у церкви, возвращены были ей и восстановлены по прежнему. Если не захотят уступить их добровольно, тогда следует сделать это принудительно, и правило определяет, что таковые безбожные узурпаторы, которых ожидает вечное осуждение, “сущие от священнического чина” должны быть извержены, а миряне или монахи отлучены. В этом правиле повторяются постановления 24 правила IV Всел. собора и 49 правила Трулльского собора».

Здесь ясно говорится, что храмы, если они использовались не по назначению, подлежат немедленному возвращению для Богослужений.

Кроме этого правила, созданная Вами в храме воскресная школа нарушает и 74 Правило Шестого Вселенского Собора, которое гласит: «Не должно в местах посвященных Господу, или в церквах, совершать так называемых трапезы братолюбия, и внутри храма есть, и ложе постилать. Сие же творить дерзающие, или да престанут, или да будут отлучены». Ибо в воскресной школе, устроенной Вами из храма Божиего, проводятся трапезы и застолья.

Епископ Никодим толкует это правило так: «Об агапах (трапезах братолюбия, вечери любви) мы говорим в толковании 28-го правила Лаодикийского Собора, которое только повторяют отцы Трулльского Собора. Устраивание агап в церквах воспрещено было уже в первой половине IV века. Однако, как видно, они имели место еще и в VII веке, во времена Трулльского Собора, так что этот собор вынужден был повторить старое предписание об агапах, с присовокуплением угрозы отлучения для всех, осмелившихся поступить вопреки правилу».

В связи с вышеизложенными недоумениями и доводами обращаемся к Вам с просьбой объяснить Ваши действия.

Редакция интернет-журнала «Антиэкуменизм»

 

 

 

 

       


                  © 2005. Православный ресурс stopoikumena.ru.