Интернет-журнал "Антиэкуменизм"
       
 

Главная 

   

 

Юридическое обозрение

 

Гостевая книга 

 

Круглый стол 

 

Каталог православных изданий 

 

Пишите нам 

 

 

 

             
 

Министерство Юстиции Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Письмо от 24 декабря 1997 года

 

Для использования в практической деятельности по реализации Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" направляем:

Комментарий к Закону, подготовленный заместителем Председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Себенцовым А.Е. <*>;

Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций, подготовленные Департаментом по делам общественных и религиозных объединений;

Методические рекомендации по применению органами юстиции некоторых положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", подготовленные Департаментом по делам общественных и религиозных объединений на основе поступивших запросов органов юстиции.

Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции <**> разработаны и будут направлены после их государственной регистрации. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (о порядке регистрации представительств иностранных религиозных организаций и о проведении государственной религиоведческой экспертизы) после их принятия будут официально опубликованы.

    --------------------------------

<*> Не приводятся.

<**> Не приводится.

 

Одновременно напоминаем о необходимости представления в Департамент по делам общественных и религиозных объединений к 20 января 1998 года сведений о государственной регистрации религиозных организаций за 1997 год согласно ранее направленной форме.  

 

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", вступивший в силу с 1 октября 1997 года, наделил органы юстиции, зарегистрировавшие религиозную организацию (далее именуются – регистрирующие органы), правом контроля за соблюдением ими уставов относительно целей и порядка их деятельности.

Поскольку принятый Федеральный закон не содержит конкретных указаний на формы и методы осуществления регистрирующими органами контрольных функций в отношении религиозных организаций, то в правоприменительной практике следует руководствоваться не только положениями данного Закона, но и соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О некоммерческих организациях" и иными актами действующего законодательства Российской Федерации.

Задачи и предмет контроля

Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляется в целях обеспечения неукоснительного соблюдения ими Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, предупреждения и пресечения противоправных проявлений в деятельности религиозных организаций.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" контроль за деятельностью религиозных организаций со стороны регистрирующих органов должен осуществляться по двум направлениям:

контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно целей ее деятельности;

контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности.

При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности регистрирующим органам следует обращать особое внимание на: соблюдение уставных положений, касающихся структуры и управления религиозной организации, деятельности ее руководящих органов, правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (каноническим) установлениям религиозной организации;

соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия;

своевременное информирование религиозной организацией регистрирующего органа об изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

своевременное представление религиозной организацией ежегодной информации о продолжении ее деятельности в установленном Законом объеме.

Нарушение установленного порядка деятельности и управления религиозной организации является основанием для признания принятых с нарушением устава решений религиозной организации неправомочными и, в установленных Законом случаях (государственная регистрация изменений и дополнений устава, реорганизация и ликвидация религиозной организации, изменение данных государственного реестра юридических лиц), влечет отказ регистрирующего органа в удовлетворении соответствующего заявления религиозной организации.

Непредставление требуемых сведений в регистрирующий орган в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.

Контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей ее деятельности подразумевает проверку со стороны регистрирующего органа соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам.

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ст. 8) в качестве религиозных признаются организации, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры. Кроме своей основной цели (исповедание и распространение веры) религиозные организации в установленном законом порядке вправе заниматься и иной деятельностью, соответствующей ее цели и не запрещенной законом. При этом предмет и цели деятельности религиозной организации, как некоммерческой организации, должны быть определены в ее уставе (ст. 53 части первой ГК РФ).

Следовательно, деятельностью религиозной организации, противоречащей ее уставным целям, является:

утрата религиозной организацией при осуществлении своей деятельности характера и признаков религиозной организации (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.);

осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности (участие в деятельности политических партий и политических движений, оказание им материальной и иной помощи, предвыборная агитация, создание структурных подразделений в государственных и муниципальных учреждениях и в иных не предусмотренных законом местах, осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей уставным целям, продажа получаемой гуманитарной и технической помощи и т.д.);

осуществление деятельности, в том числе медицинской, образовательной и иной, без надлежаще оформленного разрешения (лицензии);

осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации;

осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации;

осуществление деятельности, сопряженной с посягательствами на личность и права граждан и с иным нарушением Конституции и действующего законодательства Российской Федерации.

Организация контроля

При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации регистрирующие органы не должны подменять органы прокуратуры и иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют надзорные и контрольные функции согласно установленной им законом компетенции. Целесообразно практиковать проведение комплексных проверок деятельности религиозных организаций с участием соответствующих надзорных и контрольных органов по предварительной договоренности с ними.

Проверка уставной деятельности религиозной организации может осуществляться в плановом порядке по инициативе регистрирующего органа, а также в случае возникновения обстоятельств, требующих проведения контрольной проверки деятельности религиозной организации:

по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан и организаций;

по публикациям и сообщениям печати и иных средств массовой информации;

по поручению Министерства юстиции, других органов государственной власти и управления;

в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства регистрирующие органы обязаны уважать внутренние установления религиозных организаций и не вправе вмешиваться в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит закону. Не допускаются:

проведение проверок в религиозных организациях во время богослужений, проведения религиозных обрядов, церемоний и иных культовых мероприятий;

нарушение принятых норм поведения в молитвенных зданиях и помещениях;

оскорбление религиозных чувств и убеждений граждан. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов влечет ответственность по закону (ст. 193 КоАП РСФСР, ст. 148 УК РФ).

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу с 1 июля 2002 года в связи принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ, которым с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях.

О предстоящей проверке надлежит уведомить руководителей религиозной организации.

Непосредственно осуществление проверки предусматривает выполнение следующих действий со стороны регистрирующего органа:

изучение материалов регистрационного дела религиозной организации, имеющихся в регистрирующем органе заявлений и обращений граждан, сообщений печати и иных средств массовой информации, касающихся деятельности данной организации;

запрашивание в правоохранительных, налоговых и иных государственных органах имеющейся у них информации и сведений, связанных с деятельностью проверяемой религиозной организации; направление по согласованию с религиозной организацией своих представителей для участия в проводимых ею мероприятиях;

запрашивание и изучение официальной информации и иных материалов религиозной организации, касающихся ее уставной деятельности, а также ее структурных подразделений;

получение разъяснений от руководителей и членов религиозной организации по вопросом, относящимся к уставной деятельности религиозной организации;

совершение иных действий в пределах установленной законом компетенции регистрирующего органа.

Принятие мер по результатам проверки

Результаты проверки оформляются в виде справки, приобщаемой к регистрационному делу, хранящемуся в регистрирующем органе. О результатах проверки информируется руководящий орган религиозной организации.

В случае выявления в ходе проверки фактов совершения религиозной организацией действий, противоречащих ее уставным целям или нарушающих действующее законодательство, регистрирующий орган информирует руководящий орган религиозной организации о допущенных нарушениях с предложением об их устранении или выносит религиозной организации письменное предупреждение.

В случаях, когда выявленные нарушения имеют характер административного правонарушения, регистрирующий орган передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случаях, когда в выявленных нарушениях имеются признаки преступления, материалы проверки направляются в прокуратуру.

В случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, и вынесения ей более двух предупреждений в письменной форме, регистрирующий орган обращается в суд с заявлением о ликвидации указанной религиозной организации (ст. 33 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ в статью 33 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ внесены изменения.

Департамент по делам общественных и религиозных объединений